Миграционная карта для граждан ЕАЭС нужна «.» или «?»

Рассмотрим, нужна ли миграционная карта для гражданам ЕАЭС при въезде не территорию РФ.

Данная статья будет интересна тем организациям, которые заключают договорные отношения с иностранными  гражданами из ЕАЭС.

Государства участники ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.

Если с гражданами Белоруссии все предельно ясно. Ведь есть»Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства» о котором знает каждый. То с гражданами остальных государств-участниц следует разбираться.

В соответствии с п. 8 ст. 97 «Договор о Евразийском экономическом союзе» (далее также – Договор о ЕАЭС) граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Данная норма применяется к трудовым отношениям.

Таким образом исходя из условий Договора о ЕАЭС,  при въезде иностранного гражданина из страны ЕАЭС необходимо оформить миграционную карту (п. 7 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Когда не нужна миграционная карта в ЕАЭС

Миграционная карта не оформляется (п. 8 ст. 97 Договора о ЕАЭС), если одновременно соблюдаются два условия:

— срок пребывания в Российской Федерации не превышает 30 суток с даты въезда;

на документе, по которому иностранец въезжает на территорию РФ, есть возможность проставить отметки пограничного контроля.

Тем не менее, наличие федерального законодательства в РФ (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), относительно миграционного учета иностранных граждан, отличается от обязательств  от Договору о ЕАЭС.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 1, ст. 10, 115-ФЗ).

Согласно п. 2, ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»,  если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, на основании вышеуказанных документов, следует следующее.  Международные договоры РФ имеют приоритет в применении норм в отношении любых противоречащих им правовых актов. Тем самым Договор о ЕАЭС имеет приоритет над 115-ФЗ.

Тем не менее есть прецеденты о не применении установленной нормы. При обращении на горячую линию МВД, с вопросом: «могут ли граждане стран-участниц Договора ЕАЭС, (при наличии условий указанных ранее) находится на территории РФ без миграционной карты» был получен ответ «могут только граждане Республики Беларусь».

На аналогичный запрос в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России, получен ответ с информацией:

Миграционный учет

Судебная практика

Следует отметить, что коллизии возникаю не только на уровне исполнительной власти.

В судебных органах также не всегда обращают внимание на приоритет международных договоров (Решение Московского городского суда от 04.07.2016 по делу N 7-7929/2016).

Санкции за нарушение миграционного учета

Нарушение миграционного учета указано в статьях 18.8 и 18.9 КоАП РФ:

  • иностранными гражданами — штраф 2 000 — 5 000 руб. (+ возможное выдворение за пределы РФ),
  • иностранными гражданами в Москве, Питере, Московской и Ленинградской области — штраф  5 000 — 7 000 р. (+ возможное выдворение),
  • на компании — штраф  400 000 — 500 000 р.

Как избежать риска

Пока же, организациям имеющим отношения с иностранными гражданами из ЕАЭС рекомендации следующие. Во избежание судебных споров с миграционным отделом МВД, при заключении договорных отношений следует требовать у гражданина ЕАЭС миграционную карту. Данные требования можно отнести к таким договорным отношениям, как гостиничные услуги, медицинские услуги — стационар, санатории, а также  трудовые отношения (под исключение попадают граждане Республики Беларусь).

Подобный совет относится также и гражданам ЕАЭС, т.к. при отсутствии миграционной карты, не знающий сотрудник полиции легко может составить протокол об административном правонарушении. А оспаривать свою невиновность придется в судебном порядке. О том, что вам никто не вернет потерянного времени, затрат и нервов, говорить не приходится.

Возможно, данный подход измениться после получения разъясняющих инструкций исполнительными органами по вопросам миграции. После чего, надеемся, мы получим разъяснения, что миграционная карта для граждан ЕАЭС не нужна, при соблюдении вышеуказанных обстоятельств.